Проверка трудовой инспекции: правовые основы, необходимая документация

Марина Иванова, HRinform.ru

С учетом требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ.

Большинству компаний, независимо от их профиля деятельности, штатной численности сотрудников и организационно - правовой формы, постоянно приходиться сталкиваться с различными проверками со стороны государственных структур, в том числе и с проверками по соблюдению трудового законодательства.

Для того, что бы встречать проверяющих, как говориться «во все оружие» необходимо знать не только о полномочиях инспектора, о тех требованиях, которые предъявляет закон к работодателю и об ответственности за его нарушения, но и о своих правах и мерах защиты в рамках проверки.

Что же такое проверка Федеральной инспекции труда или ГИТ (государственной инспекции труда)?

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из:

  • федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства,

  • и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (Статья 354 Трудового Кодекса РФ.)

Государственные инспекторы труда при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства имеют право:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

  • запрашивать у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

  • предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в указанных нарушениях к ответственности;

  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях,

  • подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности и т.д. (Статья 357 Трудового Кодекса РФ.)

В настоящее время порядок проведения проверок трудовой инспекцией определяется несколькими нормативными документами, среди которых особое место занимают:

  • Трудовой Кодекс РФ, а именно Глава 57 «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)»

и

Данный закон является универсальным документом регламентирующим проверки, проводимые, представителями гос. органов. Распространяется он и на проверки инспекции по труду.

Так, Закон устанавливает:

  • порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых соответствующими государственными органами,

  • права юридических лиц при проведении государственного контроля и надзора, а также меры по защите их прав и законных интересов, а также

  • обязанности государственных органов, проводящих различные контрольно- надзорные мероприятия.

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 мая 2009 года, за исключением положений, для которых отдельно предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Что же принципиально нового появилось с принятием данного документа?

Во-первых, впервые на законодательном уровне дается градация проверок.
Проверки подразделяются на:

  • плановые и внеплановые

  • документарные и выездные.

Во-вторых, до принятия данного закона плановые проверки инспекция была вправе проводить не чаще, чем один раз в два года, по новому закону будут проводиться не чаще одного раза в три года.

В-третьих, утвержден порядок формирования ежегодного сводного плана проведения проверок, который теперь согласовываются с прокуратурой. При этом, Генеральная прокуратура размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года. (Данная норма вступает в силу с 1 января 2010 г.)

В – четвертых, новый закон устанавливает срок проверки - не более 20 рабочих дней. Этот срок может быть продлен по инициативе проверяющих, но не более чем на двадцать рабочих дней.

И это далеко не полный перечень изменений, касающихся проверок юридических лиц.

Что же могут проверять и обычно проверяют в первую очередь инспекторы?

Исходя из того, что проверки различаются не только по основанию их проведения, а также по целям и задачам, можно дать лишь общую характеристику документов, которые может затребовать инспектор.

Но в рамках любой проверки в той или иной степени проверяющих могут интересовать:

  • кадровый учет в компании (т.е. делопроизводство от приема до увольнения)

  • наличие трудовых договоров с работниками и их соответствие трудовому законодательству,
    учет и хранение бланков трудовых книжек и вкладышей к ним

  • соответствие локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые отношения с работниками, требованиям закона и т.д.

По итогам проверки ГИТ, как на компанию, так и на должностное лицо, виновное в нарушении законодательства о труде могут быть наложены следующие взыскания:

  • административный штраф

  • дисквалификация

  • административное приостановление деятельности.

Порядок наложения административных взысканий регламентирован Кодексом от Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

[См. по теме: Семинар по проверкам Государственной инспекции труда РФ]

 

Проверка работы персонала торговых точек


Тестирование и оценка торгового персонала по технологии Mystery Shopping (таинственный покупатель, тайный покупатель).

 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100