Тест "Зеркало" позволяет работодателю не только подобрать сотрудника, максимально соответствующего предлагаемой вакансии по своим профессиональным качествам, но и получить сведения о важных личностных свойствах работника

Автор – Лебедев Артур Николаевич, 
академик Российской академии естественных наук, доктор биологических наук, 
профессор по специальности «психофизиология»

Актуальность методики

Современная психологическая наука всё чаще сталкивается с тем, что разработанные ранее диагностические инструменты (в частности, психологические тесты) не могут предоставить исследователю полной, объективной и точной информации об испытуемом. Причин этого явления можно выделить несколько:

  1. Многие методики, разработанные ещё в XX веке, постепенно устаревают и теряют свою актуальность. Меняются люди, меняется социальная среда – а методики и «ключи» к ним зачастую остаются всё те же. Эта тенденция давно была отмечена в отношении IO-тестов, которые необходимо постоянно адаптировать во избежание ошибок измерения, но она сохраняется и для личностных тестов. Психологический портрет, полученный в результате применения постепенно устаревающих методик, может иметь существенные погрешности.
  2. В последние годы практически все классические психологические методики стали общедоступными, информацию о них может при желании найти любой человек. В связи с этим возникает следующая проблема: человек, решивший обойти диагностическую систему, может внимательно изучить «ключи» к методике и скорректировать свои ответы в соответствии с тем, какой результат он хочет показать диагносту. И «шкала лжи», обычно предусмотренная в тесте, не является в этом случае надёжной защитой.
  3. Стандартный психологический тест включает в себя несколько групп вопросов, предназначенных для измерения выраженности того или иного признака. Вопросы могут не разбиваться на смысловые блоки в бланке теста и их взаимосвязь не всегда очевидна, но в «ключе» к тесту указывается, для измерения какого фактора предназначен тот или иной пункт. Таким образом, существующие в настоящее время психологические тесты учитывают лишь прямую связь между вопросом и измеряемым параметром личности, не анализируя полученный материал в целом и не выходя за рамки интерпретации, заданные «ключом».

Всё это обычно приводит к тому, что исследователь, желающий получить надёжный и максимально полный портрет испытуемого, вынужден прибегать к целому комплексу методик, а это существенно увеличивает сроки и трудоёмкость диагностического процесса.

В результате многолетних исследований в сфере создания искусственного интеллекта нами было найдено технологическое решение, позволяющее коренным образом изменить сам принцип анализа диагностического материала. Инновационный тест «Зеркало», предназначенный для диагностики личностных и профессиональных качеств, по форме является обычной бланковой методикой, но его уровень точности составляет 95%, что существенно превышает показатели классических тестов (около 75%).

В методике «Зеркало» отсутствует непосредственная прямая связь между вопросами и психологическими характеристиками: разработанная нами компьютерная программа анализирует не отдельный ответ испытуемого, а всю совокупность ответов, выявляя в ней те или иные тенденции. Таким образом, для испытуемого остаётся неизвестной связь данного им ответа с результатами исследования, что существенно повышает надёжность диагностики. Более того, попытки испытуемого повлиять на итоги диагностики путём выставления ложных баллов выявляются программой и отражаются в значениях соответствующих шкал. В результате специалист может определить, чем конкретно детерминировано искажение ответов: высоким уровнем тревожности, работой психологических защитных механизмов, сиюминутным психологическим состоянием - или же имеет место попытка умышленного влияния на результаты диагностики. Таким образом, даже неискренние ответы являются очень информативными.

Компьютерная программа, анализирующая ответы испытуемого, относится к классу самообучающихся. Это означает, что она может анализировать и добавлять в базу получаемый диагностический материал. Такая схема позволяет существенно расширить возможности программы, а также защитить её от устаревания: по сути, она подобна профессионалу, постоянно развивающемуся и совершенствующему свои навыки, но при этом она лишена свойственных человеку психологических механизмов, искажающих восприятие и мышление и влияющих на принятие решений.

 

Сфера практического применения

Наиболее широкое распространение методика «Зеркало» получила в сфере HR. Она позволяет работодателю не только подобрать сотрудника, максимально соответствующего предлагаемой вакансии по своим профессиональным качествам, но и получить сведения о важных личностных свойствах работника. Таким образом, работодатель получает реальную возможность снизить «текучку кадров», а также затраты на корпоративное обучение.

Методика широко используется в профессиональной ориентации школьников. Классические профориентационные тесты зачастую выявляют лишь сиюминутный интерес подростка к тому или иному виду профессиональной деятельности, обусловленный предпочтением какого-либо школьного предмета. Только после поступления в ВУЗ или начала реальной профессиональной деятельности становится очевидной ошибка диагностики, а время и силы, затраченные на поступление и обучение, оказываются потерянными впустую. Преимущество теста «Зеркало» заключается в том, что он позволяет максимально точно подобрать профессию, соответствующую потенциалу подростка, а также вовремя выявить и обозначить проблемные зоны и личностные черты, которые могут помешать ему добиться успеха. Таким образом, составленный на основе методики «Зеркало» план профессионального развития оказывается очень точным.

Эти свойства методики делают её актуальной для тех, кто собирается сменить профессию, а также для профессионалов, ставящих перед собой задачи карьерного роста.

 

Проверка работы персонала торговых точек


Тестирование и оценка торгового персонала по технологии Mystery Shopping (таинственный покупатель, тайный покупатель).

 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100