Унифицированные формы первичной учетной документации, не предусмотренные Госкомстатом России

» Юрий Витальевич ЦАРЕНКО, юрист (г. Москва). Издательский дом "Арбитражная практика"

 

Кадровик в своей работе часто сталкивается с вопросами, которые не урегулированы трудовым законодательством. Трудовой кодекс РФ закрепляет необходимость надлежащего оформления отношений, письменного уведомления работника об изменении этих отношений, а также обязанность работника извещать работодателя о своих действиях либо о намерении совершить их. Но как именно и в каких формах это делать, нет ответа ни в одном нормативном акте. Кадровики ожидали положительных перемен в связи с принятием изменений и дополнений в ТК РФ, но эти ожидания не оправдались. Автор предлагает некоторые варианты решения данной проблемы.

В целях реализации требований ТК РФ Госкомстат России по согласованию с Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством труда и социального развития РФ Постановлением от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

По заключению Минюста России от 15.03.2004 № 07/2732-ЮД названное Постановление не нуждается в государственной регистрации и, следовательно, носит рекомендательный характер.

В Постановлении указано, что унифицированные формы первичной учетной документации (с № Т-1 по № Т-11а) используются в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, а формы с № Т-12 по № Т-73 — в организациях независимо от формы собственности, кроме бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

[См. так же Кладовая документов]

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, подписанный руководителем организации или уполномоченным на это лицом приказ или распоряжение (по учету как труда и его оплаты, так и кадров) объявляется работнику под расписку. Однако типовой формы такой расписки не установлено. Данное обстоятельство приводит к тому, что кадровики самостоятельно изобретают различные формы расписок и приказов, не предусмотренных указанным выше Постановлением, забывая о возможности эффективного использования того, что уже заложено в унифицированных формах.

Следует заметить, что в новой редакции ТК РФ слово «расписка» заменено на «роспись». Но где должна находиться роспись, если унифицированная форма (предусмотренная Постановлением Госкомстата) не применяется, а используется иная форма приказа, и достаточно ли росписи без ее расшифровки, чтобы реквизит «роспись» был признан? Пока, к сожалению, на поставленные вопросы ответа нет.

Например, приказ об установлении надбавки работнику может выглядеть и как приказ о внесении изменений в штатное расписание, и как приказ об установлении надбавки (доплаты), изданный индивидуально для конкретного работника (Приложение 1).

В графах 6–8 штатного расписания (форма № Т-3) надбавки указаны как стимулирующие и компенсационные выплаты. Они могут быть предусмотрены действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а могут устанавливаться по инициативе организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

При невозможности заполнения организацией граф 5–9 в рублевом исчислении в связи с применением в соответствии с действующим законодательством России иных систем оплаты труда (бестарифной, смешанной и пр.) указанные графы заполняются в соответствующих единицах измерения (в процентах, коэффициентах и пр.)

Доплаты и надбавки утверждаются приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным на это лицом; причем они могут устанавливаться не для всех сразу, а индивидуально. Именно поэтому желательно иметь форму приказа об установлении таких выплат.

Формы № Т-11 (приказ или распоряжение о поощрении работника) и № Т-11а (приказ или распоряжение о поощрении работников) применяются для оформления и учета поощрений за успехи в работе. Данные приказы составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором работает работник, подписываются руководителем организации или уполномоченным на это лицом, объявляются работнику под расписку (в новой редакции ТК РФ — под роспись).

На основании приказа (распоряжения) вносится соответствующая запись в личную карточку работника (форма № Т-2 или № Т-2ГС (МС)) и трудовую книжку работника.

При оформлении всех видов поощрений, кроме денежных вознаграждений (премий), допускается исключение реквизита «в сумме ______ руб. _____ коп.» из формы № Т-11.

Однако виды поощрений бывают разными. Например, можно премировать работника индивидуальной туристической поездкой (на условиях «все включено»). В бухгалтерии необходимо учесть денежный эквивалент данной премии при расчете налогооблагаемой базы сотрудника, тогда как в унифицированных формах № Т-11 и № Т-11а и Указаниях по их заполнению этого не предусмотрено.

Форма приказа о вынесении благодарности работнику вообще отсутствует. Теоретически его можно делать в любом виде, но в трудовой книжке есть страницы, предусмотренные для внесения сведений о поощрениях и награждениях. Следовательно, содержание приказа должно быть внесено в форму № Т-2 и в трудовую книжку. Естественно, с приказом работник должен быть ознакомлен. Практика показывает, что далеко не всякая благодарность может быть полезной сотруднику. Поэтому автор предлагает еще один шаблон формы (Приложение 2).

[См. так же Кладовая документов]

Хорошо известный всем «обходной лист» на самом деле не предусмотрен ни одним из действующих нормативных правовых актов...

Полностью статья опубликована в журнале "Трудовые споры" № 08 (август) 2006г.

 

Проверка работы персонала торговых точек


Тестирование и оценка торгового персонала по технологии Mystery Shopping (таинственный покупатель, тайный покупатель).

 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100