Тренинги по правовой поддержке службы персонала, или Незнание закона не освобождает от ответственности

» Иванова Марина Львовна, Советник юстиции 2 класса,
автор и руководитель проекта HRinform.ru, Специально для Trainings.ru

 

Тренинговый рынок в России сегодня весьма разнообразен. И здесь нет ничего удивительного, ведь спрос, как говорится, рождает предложение. В этом смысле семинары и тренинги по правовой поддержке работы службы персонала — не исключение. Они — порождение потребности современного HR-менеджмента.

Все мы хорошо помним работу с персоналом в недавнем прошлом. Это были традиционные отделы кадров, функция которых сводилась к кадровому делопроизводству, а сама работа «кадровика» считалась в ту пору не престижной, рутинной и была мало оплачиваемой. Современный HR — это действительно менеджер, управленец, в ведении которого не груда бумаг, а ценный ресурс компании — персонал. В этом и есть главное отличие современной службы персонала от традиционного отдела кадров. Ведь сама кадровая функция значительно изменилась: наряду с традиционным оформлением трудовых отношений, появились такие новые направления как адаптация, мотивация, обучение и развитие персонала, многое другое. Сегодня правовая поддержка работы службы персонала должна включать в себя юридическую базу для всех направлений работы.

Так, например, решая проблему мотивации персонала, HR-менеджер должен, прежде всего, знать те гарантии и компенсации, которые предусмотрены законодательством. Направляя сотрудников на обучение, он должен, например, знать, как оформить «ученический» трудовой договор, гарантировав работодателю возврат денег, инвестированных в персонал.

Изменились и требования, предъявляемые рынком труда к самому HR-ру, как к профессионалу. Так сложилось, что профессиональную подготовку современных специалистов по специальности «Управление персоналом» высшие учебные заведения начали осуществлять совсем недавно. А тем временем множество практикующих HR- менеджеров, пришедших в профессию из смежных или совсем иных отраслей, вынуждены учиться на своих и чужих ошибках, полагаясь на свой опыт и опыт коллег-HR-ров.

Сейчас одного навыка ведения кадровой документации явно недостаточно. С другой стороны, не являясь юристом, HR-менеджер не всегда может самостоятельно разобраться в часто изменяющемся трудовом законодательстве. Конкретным примером этому могут служить последние изменения в Трудовом Кодексе, вступившие в силу осенью 2006 года. Многим HR-рам пришлось самостоятельно, буквально «построчно» сравнивать старый и новый варианты изменившегося документа для того, чтобы понять суть произошедших изменений. А ведь в новую редакцию Трудового Кодекса внесено около 300 поправок! В связи с этим произошли значительные изменения в трудовых отношениях между работником и работодателем.

Кроме этого, в последнее время все больше и больше компаний предпочитают работать «в белую» и отказываются от выплаты зарплаты в конвертах. А это, в свою очередь, не может не влиять на соблюдение законодательства. Те работодатели, кто сталкивался с проверками инспекции по труду и прокуратуры, могут подтвердить, что незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности. Так что предпосылок для появления на тренинговом рынке различных программ по «правовой HR тематике» более чем достаточно.

Что же представляют собой подобные программы? Эти программы часто называют тренингами, как основную массу краткосрочных программ по обучению, хотя традиционный тренинг — это тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения его участников, а здесь несколько иная форма. Это, скорее всего, классический семинар или семинар с элементами тренинга. Иногда занятия проводятся в форме лекций. Но в любом случае, это не просто начитывание материала, а непосредственное, «живое» обсуждение, а иногда и моделирование практических ситуаций в рамках группового занятия. Каждый тренер сам для себя выбирает форму подачи информации для аудитории. Но, безусловно, различные элементы деловых игр, использование слайдов и раздаточного материала с кратким содержанием тренинга делают обучение менее формальным и облегчает восприятие информации.

По тематике программы также различны — от своеобразного правового «ликбеза» до отдельных проблемных аспектов трудового законодательства в практике HR-ра. Выбор темы тренеру подсказывает все та же практика. Одна из самых распространенных сейчас тем — «Новое в Трудовом Кодексе Российской Федерации». Другая, не менее популярная тема — «Правовое регулирование трудовых отношений». Но разные авторские тренинги, даже с очень похожими названиями, заметно отличаются друг от друга не только по форме подачи материала, но и по содержанию:

— одни тренеры предпочитает классику — трудовые отношения в рамках Трудового Кодекса, от приема на работу до увольнения

— другие тренеры делают акцент на проблематике взаимодействия законодательства с практикой

— третьи рассматривают правовую базу, как основу кадрового менеджмента, поскольку деятельность службы персонала в большей или меньшей степени регламентирована законодательством.

Все варианты программ рассчитаны на разную аудиторию — для специалистов по персоналу, для юристов и бухгалтеров, а так же для руководителей компаний.

При формировании тематики тренинга, как и во всех авторских программах, безусловно, большое значение имеет личность самого тренера. В основном все тренеры, ведущие подобные программы — это юристы, но не только имеющие базовое юридическое образование, а еще и работающие в сфере HR. Опыт практической работы непосредственно в «кадрах», конечно, имеет положительное значение, но кроме этого, тренер может быть связан с преподавательской работой по таким дисциплинам как «трудовое право» и «управление персоналом» в учебных заведениях, иметь опыт написания различных учебных материалов, а также статей для профессиональных «кадровых» изданий. В любом случае специфика «правовых» тренингов такова, что их основа — это знание действующего трудового законодательства, положенное на HR-практику. И конечно, чем богаче и разнообразнее опыт тренера в различных сферах управления персоналом — от практической работы в службе персонала конкретной компании до написания статей для своих коллег, — тем больше он может дать аудитории.

Тренинги по правовой поддержке работы службы персонала были востребованы всегда, но, пожалуй, именно сейчас их популярность велика, как никогда.

Данный материал написан специально для Trainings.ru

 

Проверка работы персонала торговых точек


Тестирование и оценка торгового персонала по технологии Mystery Shopping (таинственный покупатель, тайный покупатель).

 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100