Аутстаффинг в России: уже не экзотика, еще не норма

» Справочник по управлению персоналом

 

Термином аутстаффинг (outstaffing) обозначается услуга в области кадрового менеджмента по выводу сотрудников из штата компании-заказчика и оформлению их в штат фирмы-провайдера. При этом они продолжают свою деятельность на прежнем месте и выполняют обычные функции, но обязанности работодателя по отношению к ним осуществляет провайдер. Он берет на себя полную юридическую ответственность за персонал, включая ведение кадрового делопроизводства и бухгалтерии, выплату заработной платы, налогов, оформление социального и медицинского страхования, отпусков, командировок, премий и т. д.
М.Л. Симонова,
управляющий директор компании Ventra Employment, г. Москва

История вопроса

На Западе аутстаффинг появился в 60-70-е, но расцвета достиг в 90-е годы прошлого столетия. По данным Американской Администрации Малого Бизнеса (U.S. Small Business Administration), в период между 1980 и 2000 годами количество регулирующих трудовые отношения законов в США выросло на 60%, и компании, особенно маленькие и средние, столкнулись с необходимостью тратить на оформление HR-документации не менее 25% своего рабочего времени. Аутстаффинг стал решением подобных проблем. Сначала его предлагали обычные рекрутинговые агентства, несколько видоизменив уже существовавшую услугу лизинга персонала.

В настоящее время в США аутстаффинг - это законодательно оформленная услуга с четко проработанным механизмом реализации. Ее предоставлением занимаются компании Professional Employer Organization (дословный перевод с англ. - "профессиональный работодатель"), или PEO.

По данным National Association of Professional Employer Organizations, в 50 штатах США работает 700 компаний PEO. Их количество в течение последних шести лет ежегодно возрастает на 20%, доход отрасли составляет около 42 млн долл. США в год. Главной причиной успеха аутстаффинговых организаций явилась такая характерная особенность бизнеса на Западе, как возможность предоставления своим служащим так называемых бенифитов - пакетов социальных льгот и страховок, которые небольшие фирмы напрямую предоставить не в состоянии в силу высокой стоимости контрактов со страховщиками.

К 2005 г. около 80% западных малых и средних компаний вывели своих сотрудников за штат. Очевидно, что в дальнейшем эта тенденция сохранится.

Аутстаффинг в России

В России outstaffing - новая услуга, возникновение необходимости в ней можно расценивать как позитивный признак развития цивилизованных рыночных отношений.

Спрос на услуги по лизингу персонала в нашей стране впервые возник после кризиса 1998 г., когда иностранные компании, оставшиеся на российском рынке, были вынуждены частично сокращать сотрудников и выводить их за штат. Период середины 2002 г. - начала 2003 гг. характеризовался наибольшим ростом спроса на данную услугу, что существенно повлияло на увеличение общего объема рынка кадровых услуг России (более 100 млн долл. США), и к концу 2004 г. отечественные клиенты уже составляли 40% от общего количества фирм, обратившихся к провайдерам.

В настоящий момент доля аутстаффинга на рынке кадровых услуг равна 20%, что превышает аутсорсинг (15%) и лизинг (15%) персонала. Компании, предоставляющие эту услугу, напрямую конкурируют с агентствами по поиску кадров, доля которых также составляет 20%.

Тот факт, что рынок аутстаффинга за последние три года вырос в четыре раза, свидетельствует об усилении юридической составляющей бизнеса.

Востребованность персонала

На сегодняшний день процентное соотношение должностей сотрудников, выводимых за штат, выглядит следующим образом: 46% - административный персонал; 24% - финансовые позиции среднего звена; 14% - IT-специалисты; 10% - топ-менеджеры; 6% - рабочие.

В настоящее время со стороны крупных западных и российских компаний продолжает расти спрос на квалифицированных специалистов. Ожидается, что популярность приобретет практика вывода за штат служащих высшего и среднего звена, в то время как еще несколько лет назад на основе аутстаффинга происходил подбор в основном вспомогательного персонала.

В силу дефицита профессионалов свои условия сейчас диктуют не работодатели, а нанимаемые ими сотрудники. В среднем кандидат рассматривает одновременно пять предложений, что позволяет ему настаивать на определенном уровне зарплаты и содержании соцпакета. Как западные, так и российские фирмы зачастую не имеют возможности удовлетворить требования кандидата, не изменяя своего штатного расписания и кадровой политики, поэтому вынуждены оформлять специалиста в штат компании-провайдера.

При благоприятном развитии российской экономики на рынке труда гораздо больше чем сейчас будут востребованы профессионалы в области научных разработок (ключевые направления - математика, физика) и бизнеса, решающие задачи исследовательского характера. Популярной останется практика вывода за штат персонала высшего и среднего звена в компаниях, использующих "серые" выплаты, чтобы не возникало разночтений в штатном расписании и предоставляемых в налоговые инспекции сведениях (например, в ситуации, когда заработок начальника IT-отдела превышает доход руководителей компании).

Основные игроки

Сегодня на российском рынке аутстаффингом занимаются в основном западные рекрутинговые агентства: Kelly Services, Manpower, Coleman Services Inc, Ventra Employement и др.)см. рис. 3). Объем рынка услуг по подбору временных сотрудников в нашей стране оценивается в 80 млн долл. США; менеджеров высшего звена - всего 15-20 млн долл. США.

Аналогов PEO в России пока нет, компании обычно занимаются подбором персонала и параллельно аутстаффингом. Одна из причин заключается в том, что для широкого использования данной услуги у нас не разработана соответствующая законодательная база. Юридически термин "аутстаффинг" в России не закреплен. В рамках кадрового делопроизводства и положений законов сотрудники фирмы-провайдера считаются прикомандированными к организации-заказчику.

Аналитическая служба по заказу компании Ventra провела углубленное интервью для выявления

Основные игроки, контролирующие рынок аутстаффинга (2001 и 2005 гг.)

качеств провайдера, которые являются для заказчика приоритетными и играют решающую роль при выборе агентства. Были опрошены сотрудники кадровых служб 54 столичных фирм, практикующих аутстаффинг, и получены следующие данные:

  • репутация - 80%;
  • стоимость услуг - 74%;
  • сервисная политика - 59%;
  • надежность - 58%;
  • ориентированность на клиента - 46%;
  • гарантия конфиденциальности - 26%.

В условиях динамично развивающегося рынка большое значение приобретает такой показатель, как цена предоставляемой услуги. Исходя из этого часто компании-клиенты ищут небольшие фирмы, которые предлагают гибкую систему цен, оригинальные схемы, позволяющие решить проблему оптимизации налогообложения, предоставляя при этом все гарантии сохранения полной конфиденциальности.

Хотя последние три года число отечественных фирм, заказывающих данную услугу, увеличивается, высокой популярностью среди них аутстаффинг пока не пользуется - они составляют не более 10-12% всех потребителей.

Основными клиентами фирм-провайдеров пока являются западные компании, открывшие представительства в России, в т. ч. крупные производственные предприятия (Henkel, P&G, Xerox, Unilever и др.). Они прибегают к аутстаффингу в тех случаях, когда развитие бизнеса требует набора новых сотрудников, а состав персонала фирмы жестко ограничен штатным расписанием. Специализация предприятия в данном случае не имеет решающего значения, однако в основном этой услугой пользуются FMCG-компании, производственные организации, банки, а также IT и Telecom-фирмы.

Необходимо отметить общие для всех преимущества применения аутстаффинга:

  • снижение числа сотрудников позволяет уменьшать прямые расходы предприятия;
  • приобретение дополнительного времени для освоения и применения НR-отделами новейших методик обучения и управления персоналом;
  • значительное уменьшение юридических сложностей, связанных с выплатами компенсаций в случае увольнения сотрудников;
  • возможность увеличения заработных плат персонала и- или добавления бенефитов за счет оптимизации управления;
  • снижение административной и финансовой нагрузки при сохранении непосредственного руководства служащими;
  • возможность проверки всех новых сотрудников на профессиональное и корпоративное соответствие.

Активное применение аутстаффинга в России позволяет выделить и ряд психологических проблем, возникающих при переводе работников в штат кадрового агентства. Однако очевидно, что степень лояльности сотрудников в отношении такого решения руководства может служить показателем качества HR-менеджмента в компании: чем грамотнее строится работа с персоналом, тем выше доверие подчиненных начальству и, как следствие, ниже вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Уже сейчас многие рекрутинговые компании увеличивают долю аутстаффинга в своем бизнесе. Эксперты прогнозируют дальнейший рост спроса на услуги аутстаффинговых фирм. Во многом развитию этого бизнеса будет способствовать четкая разработка юридической базы предоставления услуги аутстаффинга в России

 

Проверка работы персонала торговых точек


Тестирование и оценка торгового персонала по технологии Mystery Shopping (таинственный покупатель, тайный покупатель).

 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100